Замки Испании. - Замки, крепости, храмы.

Перейти к контенту

Главное меню:

Замки Испании.

Замок Альгамбра, Испания

Замок Альгамбра.

Каменные громады Испании включают в себе множество отголосков, в их фундаменте можно встретить священные кельтские камни, фрагменты римский фортификаций, подковообразные своды вестготов, а также обычные арабские кирпичи. В Испании множество замков, где-то они возвышаются над округой высокой, единой стеной. Такое большое количество замков связано с тем, что на протяжении многих веков Испания была кровоточащей раной на границе двух культур - христианской и мусульманской. Граница была подвижна - то переселенцы-арабы устремлялись в сторону севера, то католики оттесняли завоевателей на юг. И каждая новая межа должна быть надежна заперта на замок.


Замок действительно запирает, замыкает местность, да и сам по себе является замкнутым пространством, островком свободы среди равнодушного и даже порой враждебного мира. Каменный замок возводится всегда отдельно, это обособленное строение, которое защищает хоть что-то - окружен ли он непроходимыми лесами, или водоемом, или даже неприступными скалами. Леса здесь не так чтобы уж очень непроходимы, с водой случаются перебои, как и в любой жаркой стране, а вот возвышенностей, гор и скал тут хватает.


Когда-то юный Антуан Экзюпери, в попытке нарисовать слона, изобразил шляпу. Слон, которого съел удав - а в целом похоже на шляпу с полями. Так и любого испанского ребенка можно вежливо попросить - Пепе, нарисуй для нас замок! - и малыш быстро изобразит гнилой обломанный зуб, который торчит из голой рипухлости. Одинокий клык высоко-высоко, и никого вокруг, насколько хватает взора. Замок в этих краях является привычной, естественной частью пейзажа.

Философы вроде Платона говорили, что идеи витают в воздухе, и существуют сами по себе. Если верить этому, то замок в Испании - воплощение такой чистой идеи. В нем нет дворцовой кокетливости, изысканности своих французских изящных собратьев. Испанский замок - это прежде всего тема войны, мужества, чести, доблести и постоянной готовности к смерти. Эти мотивы свойственны всей культуре Испании, но именно на архитектурное сооружение накладывался особый смысл, возлагались специальные надежды. Замки строились тогда, когда война была событием ежедневным, когда во время войны род мог прерваться, и надо было сохранить хоть какое-то наследие. В те времена рыцари, клявшиеся своим дамам в верности до гробовой доски, по сути связывали себя обязательствами ненадолго - вот только чаще всего вместо гробовой доски у них был гробовой камень, и то если повезет.


Согласно испанской энциклопедии, замок является укрепленным жилищем феодала. В одиннадцатом веке стать феодалом было не так уж сложно - можно было проявить храбрость и получить холм в личное владение просто за доблестную службу. Именно так свободные холмы и закончились... Сегодняшняя Испания наполнена крепостями, и точное их количество неизвестно никому - ученые называют цифру около трех с половиной тысяч. Это больше, чем где-либо в Европе, и только здесь есть целый край, прозванный в честь замков, Кастилия, страна замков.


Впрочем, некоторые историки отличаются особой дотошностью, и утверждают что Кастилия названа так не из-за множества замков - якобы и замков-то там всего ничего, около четырехсот. Вот другое дело в Эстремадуре - название переводится как "Крепкая граница", а по ощущениям старинные, замшелые мрачные замки стоит здесь через каждые пару сотен метров.


Те же историки берутся утверждать, что кастильцы не называли замки castillos, они пользовались словом арабского происхождения Алькасар, которое переводится как цитадель. А само название castillos было распространено на юге, где жили андалусийцы. В тех краях, неподалеку от Гранады была Кастилия, но наступающие мавры изгнали оттуда народ, которые назвали новую территорию привычным для них названием.


Как бы то ни было, посетить Кастилию равноценно путешествию в сказку или стародавнюю балладу. Замки суровы, спесивы, величественны, нелепы и вместе с тем печальны. Они могут быть отчищены, отполированы и превращены в роскошную разновидность испанского отеля - парадор. Правда, во времена дона Кихота Ламанчского так называли самые непопулярные, захудалые постоялые дворы. Замок может пребывать и в более плачевном состоянии - в каталогах такое состояние называют "прогрессирующие руины".


Жилье главного героя Испании Сида находится в таком вот плачевном виде. Когда-то он победил мавров и водрузил крест над мусульманским полумесяцем, но даже ему оказалось не под силу защитить свой дом от влияния времени. Сундук Родриго Диаса де Бивара (именно так звали воителя), который выставлен в соборе Бургоса, сохранился куда лучше, чем замок Санта Гадеа дель Сид, в давние времена господствовавший над городом. В тех местах, где хитрый рыцарь, ставший прообразом Дон Кихота и Санчо Пансы, праздновал свою свадьбу, теперь живут летучие мыши.


Замок Кока, который находится недалеко от Мадрида, сохранился прекрасно. Он не имеет брутальности традиционных испанских крепостей, его внешний вид более импозантен, и дворцовые кирпичные стены до сих пор сияют. Однако, истинная мощь проглядывает через ажурную отделку - донжон стоит непобедимо и мощно.


Донжоном называют главную башню любого замка, которая обычно становилась последним приютом обитателей. В древнерусской архитектуре такую роль выполнял детинец. В донжоне укрывались при осадах, и оставались там на долгие годы. Взять замок можно было только лишь измором, а осада могла длиться сколь угодно долго. Осажденные запасались пищей - их запасов хватало надолго, а донжон старались возводить над источником с питьевой водой. Если же ключика не было, то воду наливали в специальные емкости.


В ходе осады множество людей гибло - например, в специальных ловушках-барбаканах. Если враг решался взять замок силой, то его солдаты должны были скопиться возле входа, на открытой площадке около стены замка. К барбакану спускалась узкая тропинка, по сторонам - ров. Быстро идти было просто невозможно, и попавших в ловушку солдаты на стенах осыпали стрелами, или же обливали смолой.


Любовь не убить, как ни старайся.

Круглые суровые башни, черные бойницы, напоминающие слепые глазницы, выжженная мертвая земля и лишь на ветру колышутся стебли чертополоха - самого рыцарского растения во всем мире. По словам философа и эссеиста Хосе Ортеги-и-Гассета, замки внушают нам мысли, тревожат мелодраматические струны и то, что отстаивается в каждой душе. По его словам, замки - это единение природы и истории, с одной стороны это чистое проявление воли человеческой, и с другой стороны - естественное порождение гор.


Также Ортеге принадлежат и другая занимательная мысль. С его слов, замок - воплощенное проявление личной свободы. Ни один гражданин демократического государства не мог себе представить, что такое свобода и независимость рыцаря в средневековье. Рыцарь не подчиняется никому, даже королю, да и кого можно называть королем, если в каждом замке есть свой феодал?
Испанская крепость зачастую грузна и приземиста, а лишенная кровель и шлемов, она напоминает термитник, а не обычное человеческое жилье. Можно наблюдать естественную архитектурную мимикрию - стены срастаются со скалами и с землей. Прав философ - природа и история одновременная.


Отсюда и идет недостоверность при большом количестве различных документальных свидетельств - просто невозможно поверить в то, что кажется таким уверенным и прочным. Сухая хроника становится пищей для легенд, или же легенды стали строительным камнем для каждого слова той самой хроники — что вы скажете о Вильявисьосе («Городе Порока»)? Что они там вытворяли? Или еще того лучше: Кастильо-де Аункеоспесе — что-то вроде «Хоть-Вы-И-Не-Рады». Или о красивом: Кастильо-дела-Тристе-Кондеса («Замке Печальной Графини»)? Или, если угодно, «Как-Ни-Старайтесь». Кто и над чем здесь «старался»?


А стараний на самом деле было немало - в город возвращались Авилу рати, которые отличились в битве подле Лас-Навас-де-Толоса. Капитан Альвар Давила ехал первым, оседлав черного скакуна, из окна башни (непременно - высокого и узкого) за ним наблюдала дочь хозяина замка, донья Гьомар. Глаза ее черные сверкали, а сама она была белей лилии из долины. Взгляды их пересеклись, и конечно же они влюбились друг в друга. Однако, капитан Альвар зря сватался, старик отказал ему. Придя в отчаяние, капитан вскричал - раз наша любовь родилась, вы не сможете ее убить, как ни старайтесь!


Юноша и девушка продолжали испытывать чувства друг к другу, обмениваясь лишь взглядами через то самое окно. Однажды душа прекрасной Гьомар выпорхнула из белого её тела, обернулась голубкой и отправилась к капитану. Опустилась белая голубка на плечо храброго капитана, и он понял все, поцеловал её и повязал ей на шею белый платочек из шелка, да и отпустил с миром. А сам, несчастный, отправился в бой, и пал в битве - только так и должны гибнуть испанские рыцари. Не расстаются влюбленные даже и в смерти, как ни старайтесь!


В шестнадцатом веке в мир пришла артиллерия, и замки начали постепенно терять свое оборонное предназначение, поэтому их стали перестраивать. Сначала разрушали донжоны, главным теперь становилась дворцовая часть, жилая. Известная твердыня в Сеговии и сегодня поражает военной выправкой и внушительными размерами, но увидев старую гравюру, становится грустно - как можно было быть такими варварами и разрушить столь прекрасный донжон алькасара. Оставшееся - не более чем пристройка к нему. Остается лишь недоумевать, до чего может быть безвкусен дух времени и прогресс.


Впрочем, перестройкой замков занимались лишь те, у кого были на это средства. А тем, чье финансовое положение оставляло желать лучшего, мы сегодня благодарны без меры - за счет их безденежья наше поколение может сегодня любоваться настоящими замками средневековья. Видеть, как выглядела истинная Испания. Как, по словам Франка Вальдо, свет солнца заливает стены, а внутри остается мрак. Лунный свет касается могучих бастионов, окутывает их сияющей дымкой, но замок остается невозмутимым и, как прежде, суровым. Слышен шум воды, шелест ветра в кронах деревьев, а замок остается нем и безучастен. Отважный воин, который не боится смерти и не верит лести. Великан, что созерцает собственные владения.


Назад к содержимому | Назад к главному меню